Основанием для получения семьёй в своё распоряжение средств материнского капитала является именной документ – государственный сертификат, выдаваемый российским Пенсионным фондом (ПФР). Чтобы получить сертификат, необходимо в течение месяца после рождения ребёнка зарегистрировать его в бюро ЗАГС, где будет выдано свидетельство о рождении, после чего обратиться в паспортный стол, где будут оформлены все необходимые бумаги.
После получения документов, следует посетить отделение ПФР и заполнить заявление соответствующей формы. Это можно сделать в любой момент, в течение 2-х лет, после появления прав на материнский капитал. Следует подчеркнуть, что все действия, связанные с проверкой заявлений и выдачей сертификатов выполняют только территориальные отделения ПФР.
Документы, представляемые вместе с заявлением:
- Гражданский паспорт, содержащий отметку о регистрации (или справка с места жительства) – для граждан России;
- Национальный паспорт, вид на жительство и свидетельство о рождении ребёнка, либо иной документ, подтверждающий, что он является гражданином РФ – для иностранных подданных.
Ранее, вместе со свидетельством о рождении, родители должны были получить специальный «вкладыш», с указанием гражданства новорождённого. Сегодня этого не требуется – гражданство устанавливается на основании полученного в России свидетельства о рождении. Если гражданами России являются оба его родителя, то и он автоматически получит российское гражданство. Подтверждение требуется только в том случае, если один из родителей является гражданином другой страны. В сложных ситуациях гражданство новорождённого устанавливается органами миграционной службы.
В некоторых случаях, для того, чтобы получить материнский капитал может дополнительно потребоваться:
- Судебное постановление об усыновлении детей (ребёнка);
- Свидетельство о смерти матери (мачехи) ребёнка;
- Решение суда о лишении матери (родителей) родительских прав, совершении умышленного преступления в отношении детей, классифицируемого как преступление против личности, объявлении матери (родителей) умершей (умершими);
- Доверенность и гражданский паспорт (для граждан, подающих заявление по доверенности);
- Заявление с указанием места фактического проживания (для граждан, не имеющих постоянной регистрации на территории РФ).
Требуется представить оригиналы документов, либо их нотариально заверенные копии. В течение календарного месяца, исчисляемого со дня подачи заявления, отделение ПФР должно принять решение, после чего оповестить о нём заявителя, на что также отводится жёстко установленный срок в пять календарных дней.
Основания, по которым может быть отказано в получении материнского капитала:
- Отсутствие прав на получение МСК (например, когда ребёнок или его мать не имеют российского гражданства);
- Прекращение прав на получение материнского капитала (например, при лишении родительских прав);
- Представление недостоверных сведений (например, об очерёдности рождения или гражданстве детей);
- Если средства материнского капитала уже были ранее использованы в полном объёме.
При отказе в удовлетворении заявления, высылается соответствующее уведомление, в котором излагаются причины принятия отрицательного решения. Это решение можно обжаловать в вышестоящих органах ПФР или в суде.
Если в уведомлении говорится о положительном решении, в нём также будет назначен день, когда заявитель должен прибыть в отделение ПФР, чтобы получить сертификат. При себе необходимо иметь уведомление, а также гражданский паспорт или заменяющий его документ (например, удостоверение личности военнослужащего).
Если сертификат МСК был утерян или испорчен, необходимо подать в ПФР заявление на выдачу дубликата, с указанием обстоятельств, при которых был утрачен документ. На основании этого заявления можно будет получить заверенный органом ПФР дубликат.
Если владелец сертификата изменил фамилию, имя, отчество или данные удостоверяющего личность документа, он должен подать в ПФР заявку на внесение соответствующих изменений в сертификат, представив документы, подтверждающие эти изменения.